В Кузбассе будет свой бензин

26.08.2016

В Кузбассе будет свой бензин

   Новокузнецкое АО «НефтеХимСервис» - инвестор строительства Яйского нефтеперерабатывающего завода - приступило к реализации проекта второй очереди предприятия, в результате чего запустит первое в Кемеровской области производство высокооктанового бензина.

   Яйский НПЗ начал работу в июне 2013 года. Компания «НефтеХимСервис» запустила строительство завода в сентябре 2008 года, первый камень в основание нового предприятия заложил губернатор Кузбасса Аман Тулеев. И в дальнейшем все строительство шло под личным контролем и при поддержке кемеровского губернатора. В 2008-2013 гг. «НефтеХимСервис» вложил в проект около 22,5 млрд руб. Осенью 2012 года основные работы на стройке были закончены, и предприятие перешло к стадии пусконаладки и оформления разрешительной документации Ростехнадзора. В июне 2013 года она была получена и первая очередь завода годовой мощностью 3 млн т приступила к выпуску продукции - прямогонной нафты, технологического топлива и мазута.

   При этом еще во время строительства первой очереди на  Яйском НПЗ была заложена основа для дальнейшего развития — подготовлена вся инженерная инфраструктура с расчетом на вторую очередь, построены практически все необходимые объекты административно-заводского хозяйства – пожарная часть, административно-бытовой комплекс и др.  Для второй очереди были выполнены некоторые подготовительные работы  - в частности, заложены фундаменты для новых эстакад и трубопроводов, а также для новых технологических установок.  Как подчеркивал в это время председатель совета директоров «НефтеХимСервиса» Юрий Кушнеров, само проектирование Яйского НПЗ было выполнено из расчета на продолжение проекта, на то, что вслед за первой очередью будет вторая, а затем и третья. Примечательно, что сегодня обустроенная территория завода имеет площадь 60 га, а объекты второй очереди разместятся на площади в 7 га.

   Именно благодаря появлению Яйского НПЗ в Кемеровской области сложилась абсолютно новая отрасль промышленности, хотя на момент начала строительства завода в регионе уже работало несколько так называемых «мини-НПЗ». В итоге, с 2015 года нефтепереработка стала третьей по объему выпуска продукции промышленной отраслью Кузбасса после традиционных углепрома и металлургии.

   Сегодня предприятие прочно закрепилось на рынке нефтепродуктов России и соседних государств  -  Средней и Центральной Азии и подошло к следующей стадии своего развития - строительству второй очереди.

   В прошлом году были выполнены проектные работы. В марте 2016 года совет директоров АО «НефтеХимСервис» принял решение о начале строительства второй очереди Яйского НПЗ. Она будет разбита на четыре этапа в рамках утвержденной концепции развития проекта до 2025 года.

   Юрий Степанов, технический директор АО «НефтеХимСервис», поясняет, что на первом этапе, который планируется реализовать в течение 2016-2017 гг. в дополнение к действующей установке первичной переработки нефти ЭЛОУ-АТ будет введен блок вакуумной перегонки мазута с расчетной мощностью 1600 тыс тонн в год. Стоимость этого этапа второй очереди составит 4-5 млрд руб. Благодаря пуску вакуумного блока, глубина переработки нефти на Яйском НПЗ увеличится с нынешних 62% до 75%. При этом на 30% уменьшится выпуск мазута, до 600 тыс т в год. Зато увеличится выпуск средних дистиллятов нефти, в частности, вакуумного газойля. Важно, что этот продукт в ценовом отношении заметно выгоднее мазута. И данного продукта Яйский НПЗ будет выпускать на 30% больше прежнего. К тому же мазут, подчеркивает Юрий Степанов, это «депремиальный» продукт, у него невысокая цена, и предложение его на рынке очень большое.

   В мае нынешнего года в администрации Яйского района получено разрешение на строительство первого этапа второй очереди Яйского НПЗ. Проект получил одобрение Главгосэкспертизы, на него выпущена вся техническая документация. Для строительства блока заключен договор с генподрядчиком — с омской фирмой «ОМУС 1». Оборудование длительного изготовления заказано, самое последнее из него придет в мае 2017 года, и до конца следующего года, по оценке Юрия Степанова, вакуумный блок будет запущен. На первое августа 2016 года в строительство второй очереди компанией уже вложено более 2 миллиардов рублей. Технический директор «НефтеХимСервиса» не видит значительных сложностей на пути реализации данной части проекта. По его словам, вакуумный блок предусматривалось установить еще на стадии строительства первой очереди Яйского НПЗ, это было предусмотрено проектом.

   Но в 2010 году у  компании  АК «Транснефть» вышли в свет новые правила недискриминационного доступа к трубе, утвержденные  постановлением правительства. К этому моменту строительство первой очереди Яйского НПЗ уже шло полным ходом, а разрешения на подключение к трубопроводу еще не было. В результате такой смены правил потребовалось инвестиционное возмещение для АК «Транснефть». Им стало расширение  пропускной способности магистрального нефтепровода «Александровское – Анжеро-Судженск»  - строительство перекачивающей станции «Первомайская» , которое и пришлось выполнить «НефтеХимСервису».

   В итоге, в 2013-2015 гг. АО «НефтеХимСервис» вложило в строительство нефтеперекачивающей станции около 5 млрд рублей, выполнило все необходимые обязательства по техническим условиям «АК «Транснефть» для подключения к трубопроводу и получило гарантированные поставки нефти на Яйский НПЗ. И теперь три года завод работает стабильно, перерабатывая уже больше нефти, чем первоначально планировалось —  в июне 2015 года мощности предприятия были увеличены на 10%, соответствующее согласование этого прироста было получено от надзорных органов.

   После реализации в 2016-2017 гг. первого этапа второй очереди на Яйском НПЗ начнется реализация второго этапа. Сейчас для него разрабатывается проект на риформинг и изомеризацию, то есть, на блок по производству высокооктановых бензинов. Исполнителем базового проекта выступает американская компания UOP. Запуск именно такого производства, (а в первоначальных планах «НефтеХимСервиса» была несколько другая конфигурация Яйского НПЗ), обусловлен ситуацией на рынке Сибири.

   Стоимость строительства бензинового блока — около 26 млрд руб, а всей второй очереди — 32 млрд руб. Для финансирования проекта  инвестор - компания «НефтеХимСервис» - уже заключила кредитный договор со Сбербанком на 24 млрд руб, еще 8 млрд составят средства самой компании. Благодаря стабильному финансированию проекта, подчеркивает Юрий Степанов, оборудование для бензинового блока уже заказано. В частности, у фирмы UOP — ключевые для этого блока модули секции непрерывной регенерации катализатора и соосный реактор стоимостью порядка 40 млн долларов. Согласно договору эта фирма, начиная с 1 июля 2016 года в течение 100 недель обязана изготовить  и поставить заказанное оборудование. В результате, в 2019 году бензиновый блок Яйского НПЗ будет запущен, и «НефтеХимСервис» выйдет на рынок с новым для себя продуктом  - высокооктановым бензином в объеме 700 тыс т в год. Кроме того, в результате пуска второй очереди Яйский нефтеперерабатывающий завод резко, в 2 раза, сократит производство мазута (с 1,2 млн до 0,6 млн) в пользу светлых нефтепродуктов, а глубина переработки нефти вырастет с 62% до 75%. В прошлом году в России потребление бензинов различных видов, по данным Vygon Consulting, которые приводит Коммерсант FM 13 мая 2016 года, составило 35,4 млн т. Таким образом, новый производитель в лице Яйского НПЗ займет долю рынка примерно в 2%. Вполне заметную с одной стороны, и вполне посильную, чтобы ее обеспечить, с другой, отмечает Юрий Степанов.

   Строительство второй очереди Яйского НПЗ — сложная техническая, производственная  и финансовая задача. Для производства оборудования, разработки технологического цикла и строительства «НефтеХимСервис» привлекает ведущих российских и зарубежных производителей оборудования, подрядчиков, проектировщиков, в том числе, из Кузбасса. Так поставщиком вакуумной колонны К-5 и фильтров выступает завод «Кемеровохиммаш». Среди других поставщиков заводы из Волгограда, Санкт-Петербурга, Самары.

   Как подчеркивает Юрий Степанов, технический директор АО «НефтеХимСервис», не смотря на то, что значительного расширения уже обустроенной площадки Яйского НПЗ для строительства второй очереди не потребуется, (так как в основном, все было подготовлено заранее)  -  некоторые работы провести придется. В частности, реконструировать систему внешнего электроснабжения завода за счет увеличения в 2 раза силовой подстанции, определенной реконструкции потребуют автоматизированная система управления технологическими процессами и комплексная система безопасности. будут модернизированы водозаборные сооружения и железнодорожная станция Яйского НПЗ. Но эти работы не так существенны и не так заметны по затратам по сравнению с основными - по установке нового технологического оборудования. Так или иначе, строительство второй очереди станет большим и важным шагом в развитии завода.

   В дальнейшем «НефтеХимСервис» планирует углубить переработку нефти до более чем 90% за счет третьего и четвертого этапов строительства Яйского НПЗ. Это уже немного отдаленная перспектива, но, как показывает опыт возведения предприятия и его работы первой очередью, сложные финансовые и технические задачи по плечу компании «НефтеХимСервис». Она располагает уже и компетенциями в сфере строительства и наладки, и в производстве, и в сфере сбыта готовой продукции на высококонкурентном рынке. По данным Юрия Степанова, на третьем этапе второй очереди Яйского НПЗ предполагается полностью избавиться от производства мазута за счет строительства установки замедленного коксования. Она добавит к линейке продуктов завода 150 тыс т нефтяного кокса, а главное — расширит объем выпуска высокооктановых бензинов и дизельного топлива. На четвертом этапе предполагается наладить облагораживание дизельного топлива за счет вывода из него серы и парафина путем гидроочистки и депарафинизации.

   С пуском второй очереди Яйский НПЗ станет крупнейшим индустриальным проектом не только в новейшей истории Кемеровской области, но и за последние лет 50 со времен легендарных промышленных строек 60-70-х гг прошлого столетия, таких как возведение Западно-Сибирского металлургического комбината и глубокой модернизации кемеровского «Азота».

                      

«Коммерсант», 26.08.2016 г.


Возврат к списку