Будет новая отрасль! // «Российская газета»

24.03.2011

Будет новая отрасль! // «Российская газета»

На севере Кузбасса реализуется уникальный стратегический проект «Яйский нефтеперерабатывающий завод», направленный на обеспечение потребности рынка Сибирского федерального округа в высококачественных нефтепродуктах и экологически чистых моторных топливах.
 
Какие ожидания связывают с ним региональные власти, довольны ли первыми результатами? Об этом наш разговор с куратором проекта от администрации Кемеровской области, заместителем губернатора по природным ресурсам и экологии В.А.Ковалевым.
 
– Владимир Анатольевич, почему было решено поддержать идею строительства такого предприятия на областном уровне?
 
– Здесь сложилось несколько факторов. Конечно, Кузбасс имеет устойчивый имидж угольного региона и, казалось бы, приоритетным должно быть строительство новых угольных предприятий. Но мы считаем, что необходимо активно развивать и другие отрасли промышленности, в первую очередь высокотехнологичные. Учитывали и то, что на сегодняшний день практически все горючее мы завозим в Кузбасс по железной дороге и автомобильным транспортом. Грузим под ГСМ в год примерно 30 тысяч железнодорожных цистерн и 7 тысяч бензовозов. Расстояние, на которое перевозится топливо, составляет до тысячи километров. В настоящее время нефтепродукты поступают в Кузбасс из Омска, Ачинска, Башкирии, Тюменской области. И дело не только в том, что транспортная составляющая (а ее эксперты оценивают до 15 процентов) весьма влияет на цену бензина и других нефтепродуктов. Попутно ведь приходится решать весьма серьезные проблемы, например, той же экологической безопасности.
 
Поэтому для Кузбасса строительство НПЗ стало, можно сказать, стратегическим проектом, реальным вкладом в формирование многоотраслевой экономики в регионе. По сути, у нас сегодня зарождается новая отрасль промышленности – нефтеперерабатывающая.
 
– Какова цена вопроса, что предполагается получить «на выходе»?
 
– Решение о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода было одобрено коллегией администрации Кемеровской области в октябре 2007-го года. Стоимость проекта – порядка 57 миллиардов. Осуществляет его компания «НефтеХимСервис» (председатель Совета директоров компании Ю.П.Кушнеров, генеральный директор – Говор А.Н.).
 
Мощность завода составит 3 миллиона тонн нефти в год с глубиной переработки до 93%. НПЗ расположен в 800 метрах от магистрального нефтепровода Александровское (Томская область) - Анжеро-Судженск - Иркутск. Это обеспечит устойчивую, ритмичную работу предприятия, даст экономию за счет сокращения расходов на транспортировку сырой нефти.
 
Успешная реализация проекта даст региону гарантированную обеспеченность топливом.
 
Также важно учитывать, что НПЗ – это не только высокотехнологичный , но и крупный социально-экономический проект. Для жителей Яйского района и города Анжеро-Судженска появятся более 3.5 тысяч рабочих мест. Из них около тысячи на заводе и более двух – в смежных отраслях.
 
По подсчетам экономистов, после завершения проекта в целом в бюджет Кемеровской области будет поступать дополнительно свыше 3 миллиардов рублей налоговых платежей. Первые отчисления в бюджет от Яйского НПЗ пойдут уже весной будущего года.
 
– Удовлетворены тем, как идут работы на строительстве?
 
– Официальное начало строительства НПЗ состоялось 26 сентября 2008 года. На сегодня в ходе строительства Яйского НПЗ освоено 5,5 миллиардов рублей, план освоения на 2011 и первый квартал 2012 года – 6 миллиардов рублей. 95% оборудования уже находится на строительной площадке. Весной 2012 года завод начнет первичную обработку нефти глубиной до 60%. Это позволит получать около 1 млн. 100 тыс. тонн дизельного топлива для нужд промышленности Кузбасса, прямогонный бензин и мазут высокого качества.
 
Компания «НефтеХимСервис» строго выдерживает сроки строительства завода. Например, готовность товарно-сырьевого парка (общий объем – 300 тысяч кубических метров) на сегодня достиг уже 100% готовности. Готовы все подземные коммуникации. Уже начат монтаж основного технологического оборудования. Идет строительство железнодорожной станции и приемо-сдаточного пункта на Анжеро-Судженской ЛПДС – предприятии ОАО «Транссибнефть».
 
На данный момент в строительстве занято более 30 подрядных организаций, а это почти 800 человек как из Кузбасса, так и из других регионов России. К июню число работающих на строительстве составит 1200 человек.
 
Одновременно идет работа по проектированию, выбору подрядчика, заказу оборудования и подготовке дальнейшего строительства предприятия, что позволит значительно увеличить глубину переработки. На этом этапе завод начнет выдавать дизельное топливо высокого качества, стандарта «Евро» и  в качестве дополнительного продукта - нефтяной кокс для предприятий цветной металлургии. Последний сейчас завозится из Китая, а в целом по России, как считается, не хватает более миллиона тонн нефтяного кокса в год.
 
– У природоохранных структур вопросов не возникает?
 
– При проектировании и строительстве завода особое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, это было нашим обязательным условием. Проектировщиком предусмотрен замкнутый цикл водопользования и технологии, которые обеспечат отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Сливно-наливные эстакады будут оснащены уловителями, чтобы исключить любые утечки. И предприятие будет соответствовать самым жестким современным экологическим нормам и стандартам, не только российским, но и международным.

Возврат к списку